385060, Республика Адыгея, г. Майкоп, ст-ца Ханская, Интернациональная ул., д.112
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 26"
Переход на федеральные ООП с 01.09.2023г.
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня.
Что такое ФООП |
Федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы. |
Для каких уровней образования разработана ФООП |
начального общего (1-4 классы) основного общего (5-9 классы) среднего общего (10-11 классы) |
Что входит в ФООП |
Учебно-методическая документация ФООП включает · федеральные учебные планы; · федеральный план внеурочной деятельности; · федеральный календарный учебный график; · федеральный календарный план воспитательной работы; · федеральную рабочую программу воспитания; · федеральные рабочие программы учебных предметов; · программу формирования УУД; · программа коррекционной работы. |
Что будет обязательным для всех ОО | Обязательные для применения – федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования. Обязательные к выполнению – федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы. |
Как будут применять ФООП | Школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП. |
Когда школы будут переходить на ФООП | Переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до сентября 2023 года |
Информационная поддержка введения ФООП
На портале Единого содержания общего образования осуществляется доработка и обновление конструктора рабочих программ – удобного бесплатного онлайн-сервиса для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/
Учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm
Материалы Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральныеосновные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» размещены по адресу: ссылка
Внедрение федеральной основной общеобразовательной программы: ищем ответы на сложные вопросы (Мобильное электронное образование) – Ссылка на вебинар
Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) и федеральная образовательная программа (ФОП) – Часть 1 – Ссылка на вебинар
Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) и федеральная образовательная программа (ФОП) – Ссылка на вебинар
Родителям о переходе на ФОП
Единое образовательное пространство РФ. Подготовка к комплектованию ОУ на 2023/2024 учебный год (презентация) – Открыть
ПАМЯТКА для родителей – Открыть
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП регионального уровня
Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП школьного уровня
Приказ №64 от 17.01.2023 “О внедрении ФОП НОО и создании рабочей группы” | |
Приказ №65 от 17.01.2023 “Об утверждении дорожной карты по переходу на новые ФГОС НОО” |
1.ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО (обзор изменений)
Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО.
Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.
В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО – личностные, метапредметные, предметные.
Предметные результаты
Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.
Метапредметные и личностные результаты
Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.
Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.
Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Еще дополнили содержательный раздел НОО рабочими программами учебных модулей.
В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО должен содержать:
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий. 2.ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021
Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022/23 учебном году |
3.ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021
Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк) | |
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова) | |
Обновленные ФГОС НОО и ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин) |