Переход на федеральные ООП с 01.09.2023г.

Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня.

Федеральная образовательная программа начального общего образования
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ)
ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст 1 ФЗ об обязательных требования в РФ от 14.09.2022г.

Что такое ФООП

Федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация, определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Для каких уровней образования разработана ФООП

начального общего (1-4 классы)

основного общего (5-9 классы)

среднего общего (10-11 классы)

Что входит в ФООП

Учебно-методическая документация ФООП включает

·         федеральные учебные планы;

·         федеральный план внеурочной деятельности;

·         федеральный календарный учебный график;

·         федеральный календарный план воспитательной работы;

·         федеральную рабочую программу воспитания;

·         федеральные рабочие программы учебных предметов;

·         программу формирования УУД;

·         программа коррекционной работы.

Что будет обязательным для всех ОО Обязательные для применения – федеральные рабочие программы по предметам гуманитарного цикла: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» в начальных классах. «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» для основного общего и среднего общего образования.

Обязательные к выполнению – федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
Как будут применять ФООП Школы смогут непосредственно применять ФООП или отдельные компоненты ФООП без составления собственных рабочих программ на своем уровне. При этом школы сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФООП.
Когда школы будут переходить на ФООП Переход школ на ФООП запланирован к 1 сентября. Школы должны привести ООП в соответствие с ФООП до сентября 2023 года

Информационная поддержка введения ФООП

На портале Единого содержания общего образования осуществляется доработка и обновление конструктора рабочих программ – удобного бесплатного онлайн-сервиса для индивидуализации федеральных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/

Индивидуальную консультативную помощь по вопросам введения ФООП

Учитель и руководитель образовательной организации может получить, обратившись к ресурсу «Единое содержание общего образования» по ссылке: https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm

Материалы Всероссийских просветительских мероприятий «Федеральныеосновные общеобразовательные программы и федеральные рабочие программы учебных предметов начального, основного и среднего общего образования: изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» размещены по адресу: ссылка

Внедрение федеральной основной общеобразовательной программы: ищем ответы на сложные вопросы (Мобильное электронное образование) – Ссылка на вебинар

Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) и федеральная образовательная программа (ФОП) – Часть 1 –  Ссылка на вебинар

Федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) и федеральная образовательная программа (ФОП) – Ссылка на вебинар

Родителям о переходе на ФОП

Единое образовательное пространство РФ. Подготовка к комплектованию ОУ на 2023/2024 учебный год (презентация) – Открыть

ПАМЯТКА для родителей – Открыть

Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП регионального уровня

Приказ от 09.03.2023 г. № 323 “Об утверждении регионального плана-графика мероприятий введения федеральных основных общеобразовательных программ в образовательных организациях Республики Адыгея
Приказ от 31.03.2023 г. № 415 “О проведении мониторинга готовности системы образования Республики Адыгея к введению и реализации федеральных основных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях с 1 сентября 2023 года
Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ

Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП школьного уровня

Приказ №64 от 17.01.2023 “О внедрении ФОП НОО и создании рабочей группы”
Приказ №65 от 17.01.2023 “Об утверждении дорожной карты по переходу на новые ФГОС НОО”

  1.ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС НОО  (обзор изменений)

Вариативность

Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.
Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.
Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.
Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
   Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО.
Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

[свернуть]
Планируемые результаты

В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО – личностные, метапредметные, предметные.

Предметные результаты

Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

Метапредметные и личностные результаты

Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
  • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

[свернуть]
Пояснительная записка

​Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

[свернуть]
Содержательный раздел программ

Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.  Еще дополнили содержательный раздел НОО  рабочими программами учебных модулей.

В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО должен содержать:

  • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
  • программу формирования УУД;
  • рабочую программу воспитания.
[свернуть]

Рабочие программы педагогов

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.​

[свернуть]

2.ДОКУМЕНТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ,
  РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021

 Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиями
  обучающихся в 2022/23 учебном году


3.ДОКУМЕНТЫ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ВВЕДЕНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА ОБНОВЛЕННЫЕ ФГОС-2021

Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
Обновленные ФГОС НОО и ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)